Бассетгорн
Ба́ссетгорн (нем. Bassethorn, итал. corno di bassetto, фр. cor de basset) — деревянный духовой музыкальный инструмент, разновидность кларнета.
Имеет такое же устройство, что и обычный кларнет, однако бо́льшую длину, из-за чего звучит ниже. Для компактности трубка бассетгорна слегка изогнута у мундштука и у раструба. Помимо этого, инструмент снабжён несколькими дополнительными клапанами, расширяющими его диапазон вниз до ноты до (по написанию). Тембр бассетгорна похож на тембр кларнета, но чуть более матовый и мягкий.
Обычно бассетгорн применяется in F (в строе фа), то есть звучит на чистую квинту ниже написанных нот. Часто ноты для такого инструмента записывают наподобие нот для валторны — в басовом ключе на кварту выше написанных нот, в скрипичном — на квинту ниже. В разные годы было построено несколько разновидностей бассетгорна в строях A, G, E, Es, D, однако они употреблялись достаточно редко.
Обычно бассетгорн применяется in F (в строе фа), то есть звучит на чистую квинту ниже написанных нот. Часто ноты для такого инструмента записывают наподобие нот для валторны — в басовом ключе на кварту выше написанных нот, в скрипичном — на квинту ниже. В разные годы было построено несколько разновидностей бассетгорна в строях A, G, E, Es, D, однако они употреблялись достаточно редко.
История инструмента
Самый ранний из сохранившихся экземпляров бассетгорна, работы мастеров из Пассау Антона и Михаэля Майрхоферов, датирован приблизительно 1760 годом, однако не существует ни доказательств, ни опровержений того, что изобретение инструмента относится именно к этому времени. Бассетгорны, созданные в XVIII веке, имели сложную изогнутую форму.
В последней четверти XVIII века бассетгорн был достаточно популярным инструментом среди композиторов и исполнителей. Этим инструментом виртуозно владел знаменитый австрийский кларнетист Антон Штадлер, чем вдохновил Вольфганга Амадея Моцарта на написание Концерта для кларнета с оркестром, изначально предназначавшегося именно для бассетгорна in G. Эти инструменты встречаются и в других сочинениях Моцарта — «Масонской траурной музыке», Реквиеме, ряде камерных ансамблей. Концерты для бассетгорна написали также Карл Штамиц и Генрих Бакофен.
С наступлением эпохи романтизма интерес к бассетгорнам снизился. Фабрики музыкальных инструментов практически перестали их изготавливать, композиторы редко включали в свои сочинения (например, Людвиг ван Бетховен использовал бассетгорн лишь в одном из своих сочинений — балете «Творения Прометея»). Из заметных произведений этого времени можно отметить две Концертные пьесы для кларнета, бассетгорна и фортепиано Феликса Мендельсона.
В начале XX века Рихард Штраус в поисках новых тембров ввёл бассетгорн в оркестр своей оперы «Электра», и в дальнейшем неоднократно использовал его в других сочинениях. С этого времени интерес к бассетгорну начал возрождаться, однако этот инструмент остался несколько в тени других представителей семейства кларнетов. В настоящее время бассетгорн используется в основном в ансамблях (например, в Праге существует трио бассетгорнов), а также для «аутентичного» исполнения оркестровых партий. В практике некоторых исполнителей встречается также сольное исполнение на бассетгорне.
В последней четверти XVIII века бассетгорн был достаточно популярным инструментом среди композиторов и исполнителей. Этим инструментом виртуозно владел знаменитый австрийский кларнетист Антон Штадлер, чем вдохновил Вольфганга Амадея Моцарта на написание Концерта для кларнета с оркестром, изначально предназначавшегося именно для бассетгорна in G. Эти инструменты встречаются и в других сочинениях Моцарта — «Масонской траурной музыке», Реквиеме, ряде камерных ансамблей. Концерты для бассетгорна написали также Карл Штамиц и Генрих Бакофен.
С наступлением эпохи романтизма интерес к бассетгорнам снизился. Фабрики музыкальных инструментов практически перестали их изготавливать, композиторы редко включали в свои сочинения (например, Людвиг ван Бетховен использовал бассетгорн лишь в одном из своих сочинений — балете «Творения Прометея»). Из заметных произведений этого времени можно отметить две Концертные пьесы для кларнета, бассетгорна и фортепиано Феликса Мендельсона.
В начале XX века Рихард Штраус в поисках новых тембров ввёл бассетгорн в оркестр своей оперы «Электра», и в дальнейшем неоднократно использовал его в других сочинениях. С этого времени интерес к бассетгорну начал возрождаться, однако этот инструмент остался несколько в тени других представителей семейства кларнетов. В настоящее время бассетгорн используется в основном в ансамблях (например, в Праге существует трио бассетгорнов), а также для «аутентичного» исполнения оркестровых партий. В практике некоторых исполнителей встречается также сольное исполнение на бассетгорне.