Туба

История создания и развития тубы
Первоначально в качестве основного басового инструмента использовался серпент, однако он не давал медной группе хорошего и устойчивого баса.
Первые попытки создать новый медный духовой инструмент низкого регистра взамен серпента относятся ко второй четверти XIX века. В 1835 году немецкие мастера музыкальных инструментов Вильгельм Виприхт и Карл Мориц в ходе экспериментов с серпентами и басовыми офиклеидами создали басовый инструмент и назвали его туба. Из-за неудачных мензурных отношений и конструкции мастера забросили своё изобретение. Но патент на инструмент был получен 12 сентября 1835 года. Это был инструмент в строе in F с пятью вентилями.
Как и многие другие духовые инструменты, современным видом туба обязана бельгийскому музыкальному мастеру Антуану Жозефу Саксу, более известному как Адольф Сакс (1814—1894). Спустя несколько лет «немецкая недоделка» попала к нему. Он экспериментально подобрал инструменту нужные мензурные отношения, длину звучащего столба инструмента и добился превосходной звучности.
Впервые использована в составе симфонического оркестра на премьере оперы Вагнера «Летучий голландец» двадцатого января 1843 года, с тех пор заняла там прочное место. Опера была написано несколько ранее — в 1841 году. В настоящее время иногда можно встретить тубу и в более ранних партитурах, но это всего лишь поздние переложения или замена тубой её предшественников в оркестре — разнообразных серпентов и басового офиклеида.
Первые попытки создать новый медный духовой инструмент низкого регистра взамен серпента относятся ко второй четверти XIX века. В 1835 году немецкие мастера музыкальных инструментов Вильгельм Виприхт и Карл Мориц в ходе экспериментов с серпентами и басовыми офиклеидами создали басовый инструмент и назвали его туба. Из-за неудачных мензурных отношений и конструкции мастера забросили своё изобретение. Но патент на инструмент был получен 12 сентября 1835 года. Это был инструмент в строе in F с пятью вентилями.
Как и многие другие духовые инструменты, современным видом туба обязана бельгийскому музыкальному мастеру Антуану Жозефу Саксу, более известному как Адольф Сакс (1814—1894). Спустя несколько лет «немецкая недоделка» попала к нему. Он экспериментально подобрал инструменту нужные мензурные отношения, длину звучащего столба инструмента и добился превосходной звучности.
Впервые использована в составе симфонического оркестра на премьере оперы Вагнера «Летучий голландец» двадцатого января 1843 года, с тех пор заняла там прочное место. Опера была написано несколько ранее — в 1841 году. В настоящее время иногда можно встретить тубу и в более ранних партитурах, но это всего лишь поздние переложения или замена тубой её предшественников в оркестре — разнообразных серпентов и басового офиклеида.
Строение тубы
Туба имеет большие размеры. Её трубка вдвое длиннее трубки тенорового тромбона. Во время игры музыкант держит инструмент перед собой раструбом вверх. Расход воздуха на тубе огромен: иногда, особенно в forte в низком регистре, музыкант вынужден менять дыхание практически на каждом звуке, поэтому соло на этом инструменте обычно довольно коротки.
Имеет три или четыре вентиля (четвёртый выполняет функцию квартвентиля; на некоторых инструментах иногда для корректировки высоты звука применяется пятый вентиль, понижающий звуки на три четверти тона). Примерный диапазон тубы in B (конкретного и чётко обозначенного диапазона туба, как и все медные, не имеет) — от D1 (ре контроктавы) до f1 (фа первой октавы).
Имеет три или четыре вентиля (четвёртый выполняет функцию квартвентиля; на некоторых инструментах иногда для корректировки высоты звука применяется пятый вентиль, понижающий звуки на три четверти тона). Примерный диапазон тубы in B (конкретного и чётко обозначенного диапазона туба, как и все медные, не имеет) — от D1 (ре контроктавы) до f1 (фа первой октавы).
Тубы in B и in Es — нетранспонирующий инструмент, поэтому ноты для неё пишутся в басовом ключе соответственно действительному звучанию и со знаками в ключе. В западной традиции присутствует практика записи нот для туб некоторых строев с транспонированием, иногда даже в скрипичном ключе.
На сегодняшний день используется тубы четырёх строев: in B, in Es, in F и in C. Тубы двух последних строев почти не используются в России и Восточной Европе, и почти весь репертуар исполняется на тубе in B. На Западе это считается «варварством» — оставлять из семейства из 4 инструментов только один. Туба in Es считается непрофессиональной (или даже учебной) и в симфоническом оркестре почти не используется, но занимает важное место в духовых оркестрах.
Верхний регистр практически полностью играется на натуральных обертонах, звук немного похож на валторновый. Этот регистр представляет собой большую сложность в исполнении и требует полноценных ежедневных тренировок. Именно по качеству звучания «верхов» часто определяется уровень мастерства музыканта.
На сегодняшний день используется тубы четырёх строев: in B, in Es, in F и in C. Тубы двух последних строев почти не используются в России и Восточной Европе, и почти весь репертуар исполняется на тубе in B. На Западе это считается «варварством» — оставлять из семейства из 4 инструментов только один. Туба in Es считается непрофессиональной (или даже учебной) и в симфоническом оркестре почти не используется, но занимает важное место в духовых оркестрах.
Верхний регистр практически полностью играется на натуральных обертонах, звук немного похож на валторновый. Этот регистр представляет собой большую сложность в исполнении и требует полноценных ежедневных тренировок. Именно по качеству звучания «верхов» часто определяется уровень мастерства музыканта.
Техника игры на тубе
В симфоническом оркестре применяется, как правило, одна, реже две или три тубы. Туба обычно играет роль баса в группе медных инструментов. В партитуре партия тубы пишется ниже других инструментов этой группы, часто на одной строчке с партией третьего тромбона.
Благодаря механизму вентилей туба является достаточно технически подвижным инструментом (что не относится, однако, к самым крайним регистрам), однако в быстрых гаммообразных диатонических и хроматических пассажах, а также в арпеджио интонация тубы становится невнятной.
Стаккато на тубе звучит достаточно отчётливо, хотя и несколько грузно. Оно лучше получается в форте, чем в пиано.
На тубе применяются вентильные трели, кроме того, возможно извлечь несколько трелей губами в верхнем регистре.
Из-за довольно внушительного веса инструмента исполнители довольно редко играют стоя, используя при этом поддерживающий ремень или, иногда, и целую систему из них. Обычно игра на тубе стоя — вынужденная мера, вызванная тем, что оркестр играет в движении (на марше). В прочих ситуациях, когда оркестр играет стоя, не редки случаи, когда тубисты остаются сидеть: поскольку они обычно размещаются в самом дальнем ряду оркестра — это не портит внешний вид оркестра по фронту.
Для тубы созданы разнообразные сурдины. Но из-за «молчаливого протеста», что исполнителям приходится носить и без того нелёгкий инструмент, музыканты в своём большинстве бойкотирует использование сурдин.
Благодаря механизму вентилей туба является достаточно технически подвижным инструментом (что не относится, однако, к самым крайним регистрам), однако в быстрых гаммообразных диатонических и хроматических пассажах, а также в арпеджио интонация тубы становится невнятной.
Стаккато на тубе звучит достаточно отчётливо, хотя и несколько грузно. Оно лучше получается в форте, чем в пиано.
На тубе применяются вентильные трели, кроме того, возможно извлечь несколько трелей губами в верхнем регистре.
Из-за довольно внушительного веса инструмента исполнители довольно редко играют стоя, используя при этом поддерживающий ремень или, иногда, и целую систему из них. Обычно игра на тубе стоя — вынужденная мера, вызванная тем, что оркестр играет в движении (на марше). В прочих ситуациях, когда оркестр играет стоя, не редки случаи, когда тубисты остаются сидеть: поскольку они обычно размещаются в самом дальнем ряду оркестра — это не портит внешний вид оркестра по фронту.
Для тубы созданы разнообразные сурдины. Но из-за «молчаливого протеста», что исполнителям приходится носить и без того нелёгкий инструмент, музыканты в своём большинстве бойкотирует использование сурдин.